Паллеты (поддоны)

Поддон — плоская транспортная структура, сделанная из дерева или пластмассы (и в некоторых случая из металла), предназначен для перемещения разнообразных товаров удобным способом, будучи снятым любым передвижным грузоподъемным устройством.

Товары, помещенные на поддон, могут быть притянуты к нему ремнями (крепежными лентами) или обернуты термоусадочными или стрейч пленками. Поддоны, используемые для перемещения товара, также называют "палетами".

Самый общий поддон по стандартам ISO имеет размеры 100*120*12 см (немного меньше чем 40*48*5 дюймов). Пустой поддон весит 15−21 килограмм.

Большинство поддонов может легко нести груз 1 000 кг. Появление контейнеров для ж/д, морского и автомобильного транспорта почти для всех товаров способствовало использованию поддонов, потому что контейнеры это всегда ровная гладкая поверхность, и использование поддона экономически выгодно.

В Европе обычно используется стандартный поддон EUR, который имеет размеры 80*120*12 см. Он используется, главным образом, для розничной торговли, его размер определен внутренними размерами грузовиков, осуществляющих поставки со складов розничным торговым учреждения. Самые дешевые поддоны сделаны из мягкой древесины и часто являются невозвратной тарой, подлежащей утилизации вместе с другими упаковочными материалами. Эти поддоны имеют очень простую конструкцию, которая позволяет поднимать их только из двух противоположных положений. Немного более сложные поддоны из качественной древесины и большинство пластмассовых поддонов и металлических поддонов могут быть сняты со всех четырех сторон. Эти более дорогостоящие поддоны обычно требуют залога и должны быть возвращены отправителю или перепроданы после использования. Многие из этих «четырехпутных» поддонов — цветные, закодированы согласно грузам, которые они могут перенести, а также могут иметь и другие признаки.


Пластиковый поддон, который может быть взят с 4-х сторонФирмы в розничной торговле, использующие стандартные поддоны для загрузки и разгрузки, а также для внутреннего оборота, получают большую выгоду из модульной природы поддонов, чем фирмы, которые не эксплуатируют стандартизированные поддоны. Исключения — те учреждения, которые продают небольшие количества дорогостоящих товаров, типа ювелирных магазинов или автомобилей.

Одно из самых больших преимуществ поддонов — число способов, которыми они могут быть перемещены. Они могут перемещаться грузоподъемниками различных размеров, и они могут также транспортироваться гидроподъемными тележками и перемещены вручную, для чего требуется усилия не больше, чем мускульной силы 1 человека, везде, где к нему есть достаточный доступ.

Погрузчик зачастую стоит столько же, как роскошный автомобиль, но ручная гидравлическая тележка может быть куплена за несколько сотен евро. Самые большие средства таким образом, тратятся на планирование документооборота и строительство ровных поверхностей при строительстве коммерческих и промышленных зданий, где использование поддонов может быть выгодно.

Скотч

На создание "скотча" в том виде, в котором мы привыкли видеть его теперь, ушел не один год и тонны испорченного целлофана, грунтовки, десятки литров растительного масла, глицерина, различного клея и т.д. С помощью этих материалов Ричард Дрю пытался добиться того, чтобы лента не скручивалась и идеально склеивала, клей на пленке не скатывался и не трескался, а сама лента - не желтела и вообще была красивой и прозрачной.
Скотч — разновидность липкой ленты на целлофановой основе, на одной из сторон которой нанесён клей. «Scotch» и «Scotch Tape» — зарегистрированные торговые знаки корпорации 3M.
В 1923 году Ричард Дрю устроился лабораторным техником в компанию Minnesota Mining and Manufacturing (сейчас она называется 3M), которая занималась производством наждачной бумаги. Эта компания вела исследовательскую деятельность в области водонепроницаемых поверхностей и экспериментировала с целлофаном.

Компания поручила ему следить за тестированием новой модели наждачной бумаги «Wetordry» в магазинах и автомобильных мастерских. Однажды, находясь в одной из таких мастерских, он заметил, что при покраске автомобилей двумя или более цветами разделительные линии у мастеров получались неаккуратно. Он пообещал маляру что-нибудь придумать.

В 1925 году Ричард Дрю принёс на тестирование в автомастерскую липкую ленту шириной 5 см. Маляр решил использовать опытный образец, но когда он начал наносить другой цвет, он заметил, что лента «скукоживается». Исследовав ленту, маляр понял, что в целях экономии клей нанесён только по краям ленты. Маляр сообщил об этом изобретателю.

В 1929 году Дрю заказал 90 метров целлофана. В ходе разработки ему пришлось решить множество проблем, например, проблему равномерного нанесения клея на ленту.

8 сентября 1930 года опытный образец ленты был отправлен на тестирование клиенту в Чикаго.

Первоначально скотч использовался для упаковки обёртки для пищи, однако в годы Великой Депрессии люди сами придумали множество других способов использования скотча.

В 1932 году Джон Борден усовершенствовал скотч, добавив «встроенное» лезвие для обрезки.

Название

Существуют две версии возникновения необычного названия новой продукции:

Версия первая: Изначально клейкий слой наносился только по краям целлофановой пленки. За эту "скудность" она и была названа "скотч" (“шотландкой”, что для американцев равноценно скупости).

Версия вторая: Один из промежуточных вариантов клеящей ленты проходил апробацию на пищевой фабрике, где ее применяли для упаковки готовой продукции. Зайдя на фабрику, чтобы узнать мнение руководства о своем изобретении, Дик Дрю услышал: "Лента отличная, но передай своим начальникам шотландцам (тайный смысл вы уже знаете), что клея нужно больше".

Так это было или не совсем так - теперь никто точно и не скажет. Важно другое: уже 75 лет мир с трудом представляет свою жизнь без SCOTCH, в настоящий момент насчитывающей около 900 товарных позиций!

Несмотря на своё название, скотч не был изобретён в Шотландии или же шотландцем.

Изначально клей наносился только по краям ленты. За это американцы прозвали липкую ленту скотчем, (англ. scotch — шотландский) так как в то время ходили легенды о шотландской скупости.

Виды и применение скотчей

Постепенно ассортимент скотчей увеличивался. Появились скотчи различных модификаций, помимо прозрачного скотча существуют цветные варианты этого товара. Кроме того, помимо стандартного рулона шириной 5 см. применяется скотч шириной 1 см. Был даже разработан двусторонний скотч.

Крупные компании-производители и продавцы упаковывают свои товары, пользуясь скотчем, на котором изображён логотип фирмы.

Стреппинг ленты

Для упаковки крупногабаритных грузов до недавнего времени использовалась только стальная лента. Сегодня же для этой цели существуют и другие материалы, в частности полимерные упаковочные ленты из полипропилена и полиэстера.

Стальные традиции

Еще два года назад стальная лента занимала около 90% всего объема потребления упаковочной ленты.

Ее преимуществом является широкий диапазон выпускаемых типоразмеров. В зависимости от требований заказчика и области применения, лента может быть изготовлена мягкой, полунагартованной, нагартованной и высоконагартованной, а также с покрытием (цинком, воском, лаком). Современные стандарты перевозки грузов по железной дороге требуют, чтобы вся перевозимая продукция деревообрабатывающей отрасли была упакована стальной лентой. «Самым авторитетным производителем стальной упаковочной ленты в нашем регионе является завод им. Кузьмина, - рассказал Алексей Приходько, исполнительный директор компании «ПромСталь». - До недавнего времени упаковочная продукция этого предприятия была достаточно востребована. Но сегодняшние маркетинговые исследования показывают, что спрос на стальную ленту снижается, а на рынок активно выходят полимерные упаковочные материалы».

ПП…просто песня

В настоящее время в различных областях промышленности для упаковки металлопроката, стройматериалов, кирпича и др. наряду со стальной лентой применяется полимерная упаковочная лента двух типов: полипропиленовая (ПП) и полиэстеровая (ПЭТ-лента или лавсановая).

ПП-ленты значительно уступают по прочности полиэстеровым, и поэтому их применение ограничено упаковкой относительно легких грузов - весом до 250 кг.

ПЭТ-лента сравнительно недавно появилась на рынке упаковочных материалов. Она может использоваться практически во всех отраслях промышленности, к тому же такая лента давно стала международным стандартом, и все больше укрепляет свои позиции в России. Как правило, она используется для обвязки товаров и грузов средней и большой тяжести. Имея прочностные характеристики, сопоставимые со стальной лентой, полиэстер превосходит металл по ряду параметров: она эластичнее, весит в 7 раз меньше, более устойчива к ударным нагрузкам и атмосферному воздействию.

Натяжение ленты со временем становится не намного слабее. Если объем груза по каким-то причинам уменьшается, то это компенсируется лентой за счет ее способности к обратной деформации. Эти особенности делают ПЭТ-ленту практически идеальным обвязочным материалом.

Прочность является одним из самых важных параметров для упаковочных лент. Удельная прочность полиэстеровых лент составляет 450-600 Н/мм, что примерно равно прочности стальных нагартованных. Для упаковочных лент большое значение имеет такой параметр, как относительное упругое удлинение, т.е. способность ленты растягиваться при приложении нагрузки и возвращаться в исходное состояние после ее снятия. Оптимальным значением этого параметра для упаковочных лент является 6-12% в зависимости от характера груза.

Величина относительного упругого удлинения для полиэстеровых лент составляет 8-12%. По сравнению с ПП-лентами, полиэстеровые стойки к температурным воздействиям, что существенно для потребителя. Морозостойкость полиэстеровых лент достигает – 45°С, что позволяет применять их для упаковки пиломатериалов в зимний период даже в северных районах.

Еще одним значимым качеством полиэстеровых лент является их безопасность – они не повреждают поверхность груза, что позволяет в большинстве случаев отказаться от использования защитных уголков, а отсутствие острых кромок снижает производственный травматизм.

Вопрос на засыпку

ПЭТ-лента успешно вытесняет стальную ленту в целом ряде отраслей. Но при этом доля ПЭТ-ленты в общем объеме используемой упаковочной ленты остается весьма низкой - около 3%. Почему так происходит? Проще всего это объяснить информационной неосведомленностью руководителей предприятий: специалисты просто не знают о преимуществах ПЭТ-ленты. Однако дело здесь сложнее. Важным фактором сдерживания применения этого материала является возможность его использования только при условии приобретения соответствующего оборудования, что требует крупных единовременных инвестиций. Еще одним сдерживающим фактором масштабного использования ПЭТ-ленты являются ограничения, предусмотренные правилами перевозки грузов по железной дороге, согласно которым в качестве упаковочной ленты может использоваться только стальная. Скорее всего, в будущем стандарты железнодорожных перевозок изменятся, а какие-то отрасли промышленности полностью перейдут на полимерные упаковочные ленты. Ведь их технические и эксплуатационные преимущества очевидны.

Владислав Карезин 

Дата публикации: 26.11.2007